Родителям.

                             Приобщайте детей к музыке. 


     Родители могут многое сделать в развитии у ребенка интереса к музыке, особенно те из них, которые умеют играть на музыкальных инструментах, хорошо знают различные сказки, песни.
                  
                 Почти в каждой семье  есть магнитофон, телевизор, радиоприемник. Все эти технические средства представляют широкие возможности для приобщения детей к прекрасному.

                 Можно приобрести для прослушивания записи песен, которые собраны в комплекте из серии " Музыка для слушания в детском саду". В магазине можно приобрести кассеты и диски с записями песенок, пьес, детских опер, сказок в исполнении выдающихся мастеров - инструменталистов, певцов, чтецов. Пусть их голоса звучат в вашем доме, пусть дети узнают, кто пишет музыку, запоминают имена композиторов - Глинки, Бетховена, Чайковского, Римского - Корсакова, Бородина, Кабалевского.

                  Познакомьте их с некоторыми музыкальными инструментами: фортепиано, скрипкой, балалайкой, баяном - и научите различать их по звучанию.

                   Исключительно много для эстетического воспитания детей приобщения к миру прекрасного дают тщательно подобранные телевизионные и радио - передачи.

                    В детском саду постоянно устраиваются музыкальные праздники и развлечения. дети очень любят выступать: читать стихи, петь песни, танцевать.

                    Устраивайте такие праздники дома, как можно чаще!

                                             Подарите праздник!

                   Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем ребенка. Детям необходимы праздники и развлечения - для них это целое событие. Он считает от праздника до праздника.

                    Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники. Умело, продуманно и тщательно организованно провести праздник - задача умного, любящего своего малыша взрослого.

                    Очень часто родители все усилия прикладывают на оформление праздничного стола. На день рождения ребенка зовут взрослых, которые за общими разговорами забывают об имениннике.

                    Дальновидно поступают те родители, которые охотно, не боясь за хрустальную вазу и дорогой ковер, принимают в своем доме друзей своих детей, знают их характеры, особенности их жизни в их семьях, всегда не просто терпят таких гостей.

                     Хорошо и правильно, когда родители подумают о развлекательной программе для праздника: подготовиться к проведению интересных игр, аттракционов, соревнований и конкурсов, споют песни, прочитают стихи, показать импровизированный кукольный спектакль, устроить детский концерт и конечно дискотеку, для которой приготовить детские ритмичные песни и танцы.

                                          дискотека



Музыка и дети.                                                

              Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример ( собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, песен в грамзаписи, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем только родственная.

              Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки - тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.
            

  Перечень музыкальных игрушек:

             1. Колокольчик.
             2. Погремушки.
             3. Игрушки с фиксированной мелодией ( музыкальная шкатулка, шарманка).
             4. Барабан, бубен.
             5. Музыкальный волчок.
             6. Дудочка.
             7. Металлофон, детская гармошка.

                      

  Поиграем со звуком.

                                  Консультация для родителей ясельных групп.


Малыш - дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает ребенку закрепить, уточнить, обогатить представление о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. А багаж этих представлений, накопленный в первые годы жизни уже достаточно велик. Наш малыш научился различать предметы по их форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие ( иначе говоря, он различает звуки по силе), может распознать мужской голос, женский, детский ( а это значит, что он различает звуки по тембру - окраске).
 Игры со звуками, о которых мы поведем речь, естественное дополнение к "звуковым забавам" малышей. Они помогут ребенку лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.
Для игр нам нужны будут музыкальные игрушки, о некоторых из них мы сейчас расскажем.
Прежде всего - ударные игрушки. Это барабаны, бубны, погремушки, колокольчики, металлофон.  По барабану действительно ударяют ( рукой или палочкой), ударяются и по металлофону молоточками, а вот колокольчик, бубен и погремушку можно просто встряхивать.
Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Размер коробочки должен быть такой, чтобы ребенок мог взять ее в руку. Пусть дети сами наполняют такие коробочки мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ребенок скажет, какая коробочка звучит звонко, а какая глухо. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку ( например: звонкий, светлый, мягкий, глухой ). Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребенку, а потом спросите, почему она понравилась.  По ответу ребенку можно судить, какие звуки его привлекли тихие, мягкие или резкие, громкие, звонкие ( но, быть может, ребенку понравился просто внешний вид игрушки! ?). 
Итак начнем игру "Зеркало". Условие игры такое: первый играющий может хлопать так, как захочется. но второй играющий точно как в зеркале должен повторить действия первого. Пусть взрослый и ребенок сядут друг против друга. Начинает игру взрослый. Мы советуем прохлопать плоскими ладонями медленно и очень равномерно 2-3 раза. Ребенок должен точно повторить количество хлопков, уловить их темп. Теперь вы ставите задачу более сложную: хлопков больше и характер их сложнее. Например, сначала вы хлопаете ладонями 4-6 раз, а потом хлопаете по коленям 3 раза (хлопки- притопы; колени-притопы и т.д.). 
Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задание. Если ваш ребенок не очень внимателен и часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание к действиям.
Дети, которые ходят  в детский сад, с радостью вспоминают, если их попросить, что они там пели или слушали на муз. занятии. Послушайте , что ребенок скажет или споет. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию своей любимой песенки поет не очень чисто, потом попросите малыша спеть еще раз. Бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребенком.



                            МУЗЫКА - ПЕРВОЕ СЛОВО.

     Музыкальные звуки - очень нужны для развития грудных детей. Музыка может исцелять, и это нам может наглядно доказать, достаточно часто используемая звукотерапия.
     Музыка может вызывать бурю эмоций, одни из них могут повысить жизненный тонус, а другие - помочь успокоится и расслабиться.
      Учёными уже установлено, что правильно подобранная музыка способна благоприятно влиять на мозг человека и его нервную систему. А работа клеток головного мозга вообще основана на передаче импульсов всему организму, которые передаются частенько с помощью акустических сигналов.
       В большинстве случаев дети лучше всего воспринимают высокие частоты, так как они благоприятно воздействуют на человека. Именно поэтому для того чтобы привлечь внимание ребёнка, мать инстинктивно повышает голос, общаясь со своим малышом.
       Изначально, только благодаря высоким частотам, ребёнок начинает воспринимать окружающие его звуки, голоса родителей и определённое звучание музыки.
       Можно без сомнения сказать, что человеческий голос самый уникальный музыкальный инструмент. С первых дней после рождения для малыша предпочтительно подбирать произведения, которые исполняются с помощью минимального количества инструментов.
       Лучше всего такому маленькому ребёнку начинать слушать музыку, звучащую в основном в верхних октавах. Недаром старинные детские и колыбельные песенки старались исполнять высоким голосом под тихую спокойную музыку.
        Вы должны знать, что даже если у Вас нет голоса и слуха, Вашему ребёнку просто необходимо слышать, как вы поёте.
         Слыша Ваш голос, младенец достаточно быстро расслабляется и начинает чувствовать себя более уверенно, комфортно и спокойно, что очень благоприятно отражается на его сне и поведении.
          Когда Вы вечером укладываете ребёнка спать, можно постоянно использовать различные повторяющиеся мелодии, которые необходимо подобрать таким образом, чтобы они влияли успокоительно и имели расслабляющее воздействие на Вашего малыша.
          Выбранная музыка должна быть такой, так как слух ребёнка значительно острее слуха взрослого человека.





                          Зачем младенцу нужна музыка?


          Возможно, Вы зададитесь вопросом: зачем ребенку нужна музыка?  Даже если Вы не хотите, чтобы будущее ребенка было связано с музыкой, ею не следует пренебрегать.           Потому что музыка – многогранна в своем воздействии на духовный и интеллектуальный мир ребенка. Музыка поможет успокоить или развеселить малыша, почувствовать чувство ритма. Музыка может расслабить, разрядить эмоциональную обстановку.  Как сказал венгерский педагог Тибор Шараи – «музыка будит мысль» - а значит способствует интеллектуальному развитию. И, наконец, музыка, игра, пение, пляски - создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.           Почему же музыка необходима в таком раннем возрасте? Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.                                                            Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. 

         Какую музыку выбрать для маленького ребенка?

          

          Наверное, Вам будет непросто сориентироваться в выборе музыкальных произведений, наиболее подходящих для недавно родившегося ребёнка. Мы надеемся, что наши советы помогут Вам разобраться в этом сложном и тонком вопросе. 

           Итак, первое, на что Вы должны ориентироваться при выборе музыки, предназначенной для прослушивания вместе с будущим ребёнком, это её
 эмоциональный настрой. Словами это можно объяснить так - музыка звучит спокойно, радостно, светло, чисто, нежно, трогательно, лучисто. 
           Больше всего для прослушивания подходит инструментальная струнная музыка. Почти все сонаты Гайдна, Моцарта, Генделя, Скарлатти содержат медленную часть – адажио, подберите из них то, что более всего Вам нравится. Обратитесь к гармоничной, взвешенной музыке итальянских композиторов – Вивальди, Корелли, Марчелло.
 
            Для первых маленьких занятий по знакомству с мировой музыкальной культурой – можно приобрести сборки инструментальной классической музыки. В продаже есть интересные подборки  - это сборники "Шедевры мировой музыки" - комплекты по пять кассет. Перед каждым отрывком диктор произносит фамилию композитора, название произведение и, где это возможно, название отрывка. А затем идет сам отрывок, как правило, минуты на две-три. Для малыша этого вполне достаточно.
 
         Также можно поискать интересные музыкальные инструментальные композиции, созданные специально для малышей, а также наполненные звуками природы.
 
         Не забывайте про старые добрые песенки из детских советских мультфильмов.
Интересны также музыкальные программы созданные Сергеем и Екатериной Железновыми. Это диски с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленные на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха, нравятся всем малышам и родителям.

           Итак, первое, на что Вы должны ориентироваться при выборе музыки, предназначенной для прослушивания вместе с будущим ребёнком, это её эмоциональный настрой. Словами это можно объяснить так - музыка звучит спокойно, радостно, светло, чисто, нежно, трогательно, лучисто.            Больше всего для прослушивания подходит инструментальная струнная музыка. Почти все сонаты Гайдна, Моцарта, Генделя, Скарлатти содержат медленную часть – адажио, подберите из них то, что более всего Вам нравится. Обратитесь к гармоничной, взвешенной музыке итальянских композиторов – Вивальди, Корелли, Марчелло.             Для первых маленьких занятий по знакомству с мировой музыкальной культурой – можно приобрести сборки инструментальной классической музыки. В продаже есть интересные подборки  - это сборники "Шедевры мировой музыки" - комплекты по пять кассет. Перед каждым отрывком диктор произносит фамилию композитора, название произведение и, где это возможно, название отрывка. А затем идет сам отрывок, как правило, минуты на две-три. Для малыша этого вполне достаточно.          Также можно поискать интересные музыкальные инструментальные композиции, созданные специально для малышей, а также наполненные звуками природы.          Не забывайте про старые добрые песенки из детских советских мультфильмов. Интересны также музыкальные программы созданные Сергеем и Екатериной Железновыми. Это диски с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленные на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха, нравятся всем малышам и родителям.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ, О МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ!


Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…
    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка. 
     Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.
    Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.
    С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.
Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.
  С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.
 Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.
С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.
 Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.



Как организовать для младенца прослушивание музыки?

       Иногда можно включать музыку фоном, не привлекая особенно внимание ребенка. Такое музыкальное сопровождение обыденных дел не пройдет даром – оно обязательно оставит свои живительные ростки эстетического воспитания в подсознании ребенка.

     А иногда можно и специально подготовить и сделать полноценное
 музыкальное занятие 
Например, так:
      Каждый день, в одно и то же время (убедитесь – что кроха пребывает в хорошем настроении) садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включайте предварительно подготовленный фрагмент записи. Если ребенок совсем маленький, то сначала лучше всего держать его на руках. Вскоре, малыш научится наблюдать за Вами, и тогда очень важно, чтобы Ваше лицо было видно ему: наблюдая за его выражением, малыш легче схватывает соответствующие эмоции, легче вырабатывает отношение к музыке вообще.
      Вы можете слушать каждый день по одному отрывку - с понедельника по воскресение, затем или взять новые отрывки или повторить еще раз те, которые слушали на прошлой неделе. А уже на третьей неделе прослушивать ранее не звучавшие мелодии.
 
      Также можно действовать по принципу Домана - каждую неделю заменять один из отрывков другим, добавляя один новый. Таким образом, каждый из предложенных отрывков малыш услышит семь раз.

Пойте малышу!


     Помимо прослушания «кассетной» музыки, для развития эстетических переживаний имеет большое значение пение Вами народных песен, в особенности колыбельных. Человеческий голос обладает большой теплотой, он насыщен обертонами. Народная музыка насыщена громадным опытом положительного воздействия мелодии и слов на человека. 
      Постарайтесь выучить больше колыбельных песен, от начала до конца,  и исполнять для малыша с душой. Эти песни можно петь ребёнку всю жизнь, не только в младенческом возрасте. Разучите также как можно больше ритуальных песенок и сопровождайте ими выполнение различных режимных моментов.
 

      Полезно иногда петь имя ребёнка с разной интонацией, какие-нибудь фразы, импровизировать сказки, играя в "оперу", – в общем, разукрашивать быт музыкой, пением. Это не только развивает малыша в музыкальном отношении, но и веселит его, поднимает настроение и одновременно прививает ему вкус к творчеству.




              КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.

        Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? Как развивать музыкальный слух?
         Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать ребёнку послушать тот или иной звук. Ударить по колокольчику, послушайте звук, через 3-5 секунд ударьте ещё раз (от 5 до 10 раз), звук должен быть тихим и продолжительным. Через час или два таким образом ударяйте другой колокольчик.

         Материнская колыбельная для такого возраста должна состоять из 2-3 нот, пойте тихо, медленно, в три месяца многие малыши уже пробуют петь, стараясь повторить материнские звуки.

         В 9 месяцев почти все дети поют, могут тянуть одну ноту, потом другую. Голос - самый совершенный инструмент, ещё не научившись ходить, маленький человек хочет обладать этим сокровищем. Очень важно не загромождать в этом возрасте детские уши детской музыкой. Многие взрослые считают, что маленькие дети хорошо слушают только незатейливые песенки или танцевальную музыку. Это серьёзная ошибка. Дети гораздо богаче внутреннее, чем нам кажется, особенно в искусстве, и тем более в музыке. Маленький 2-х летний человечек охотно двигается под звуки тихой старинной музыки. Она должна быть именно тихая и очень быстрая. Стремительный поток музыки может оглушить своим напором нежные уши, а динамизм содержания может быть непосильным для детской души. Регулярные прослушивания старинной музыки окажут положительное воздействие не только на детей, но и на родителей. В наш бурный век такие спокойные минуты совершенно необходимы.
      
        Большие богатства таит в себе и народная музыка. Как хорошо, когда отец или мать могут спеть ребёнку старинную народную мелодию. Её лучше петь безо всякого аккомпанемента. В народной одноголосной мелодии - опыт веков, опыт слуховой, эстетический, нравственный. Пусть они будут совсем маленькие, но их должно быть много. Дети самозабвенно отдаются стихии старинных песен.
           Приобщая ребёнка к музыке, необходимо учитывать его возрастные особенности.
 2-летние дети могут охватить очень простой мотив с текстом, 3-4- пропеть музыкальную фразу, 5-6-правильно интонирует мелодию, 6-7-улавливают различия народной музыки разных стран и народов. Но не перегружайте ребёнка слуховой информацией. Чем меньше ребёнок, тем меньше песен он сможет охватить. Примерно раз в две недели можно показать ребёнку новую песню или наигрыш. Так как дети очень любят двигаться, то под наигрыш хорошо немного поплясать. Слушая записи с народным танцем, попробуйте сделать эти фигуры вместе с ребёнком. Движения должны быть простыми, а музыка не должна быть громкой. Иначе у ребёнка испортиться слух. Каждая новая песня - новое состояние души, но не ограничивайтесь только лишь пением или танцами под музыку, можно и сценки маленькие разыгрывать. Не забудьте, что для ребёнка это не игра в жизнь, а собственно жизнь.
            Такая работа с ребёнком не пройдёт даром. Вы увидите, что ваш ребёнок музыкально развит. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый.


Комментариев нет:

Отправить комментарий